Как проверить компрессию двигателя

Замер компрессии HR16-DE

Измерение компрессии двигателя в настоящее время один из наиболее простых способов диагностики степени износа ЦПГ (состояние колец, выработки в гильзах и герметичность клапанов). Процедура проверки компрессии заключается в измерении давления сжатия в цилиндре. После замеров определяются отклонения полученных значений от номинальных значений. Для измерения компрессии в двигателе используют диагностический прибор — компрессометр.

Рабочие величины компрессии исправного двигателя при рабочей температуре:

  • бензин АИ-76-80: 9,5-10 атм.

  • бензин АИ-92-98: 12-14 атм.

  • дизельный ДВС старого обр.: 28-35 атм.

  • дизельный ДВС нового обр.: 35-45 атм.

Разброс значений компрессии по цилиндрам для бензиновых двигателей не должен превышать 0,5-1,0 атмосфер, для дизельных — 2,5-3 атм.

Измерение компрессии двигателей внутреннего сгорания

Для того чтобы наиболее точно измерить  компрессию надо соблюдать несколько несложных правил:

— двигатель должен быть прогретым (60-90 градусов). Необходимо отключить подачу топлива, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры, которое может размывать масляный клин;

— свечи зажигания выворачиваются все! Выкручивать выборочно свечи нежелательно, так как это увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя стартером;

— наличие полностью заряженной аккумуляторной батареи и исправного стартера. При замере компрессии можно использовать пусковое зарядное устройство. Это повышает точность замера параметров, т.к. измерения компрессии во всех цилиндрах происходят на одинаковой скорости вращения коленчатого вала.

Способы проверки компрессии.

Измерение компрессии в цилиндрах производят как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. Каждый из способов дает свои результаты и позволяет определять свои дефекты.

Измерение компрессии двигателя с закрытой заслонкой

В случае с закрытой заслонкой в цилиндры, очевидно, будет поступать мало воздуха, поэтому измеряемое давление будет низким и составит около 11-13 бар (кг/см2), для двигателей рассчитанных на работу с бензином марки АИ-95. Утечки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. Вследствие этого измеряемый параметр становится особо чувствительным к утечкам – даже при малых утечках его значение падает в несколько раз. Данная величина позволяет сделать выводы или предположения о следующих дефектах двигателя:

— не вполне удовлетворительное прилегание клапана к седлу; зависание клапана, (из-за неправильной сборки механизма с гидротолкателями);

— дефекты профиля кулачка распределительного вала в конструкциях с гидротолкателями, и в том числе неравномерном износе или биении тыльной стороны кулачка;

— не герметичности вызванной прогаром прокладки головки или трещиной в стенке камеры сгорания.

 Измерение компрессии двигателя с открытой заслонкой

При измерении давления с открытой заслонкой будет иная картина. Большое количество поступившего воздуха и рост давления в цилиндре, конечно, будут способствовать увеличению утечек, но они будут заведомо меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия падает не столь значительно, приблизительно до 12-14 атм (бар). Поэтому замер компрессии с открытой заслонкой лучше подходит для определения более «грубых» дефектов двигателя, таких, как поломки и прогар поршней, поломки или зависание (коксование) колец в канавках поршня, деформации или прогар клапанов, серьезные повреждения (задиры) поверхности цилиндров.

В обоих способах диагностики желательно учитывать динамику нарастания давления — это поможет установить истинный характер неисправности с большей вероятностью. Так, если на первом такте величина компрессии, измеряемая компрессометром, низкая (4-5 атм), а при последующих тактах резко возрастает, — это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец. В таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла (5 мл) сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию в целом. Если компрессия в двух смежных цилиндрах низкая, и если добавление масла в эти цилиндры не поможет увеличить компрессию, то скорее всего утечка давления происходит через пробой прокладки. Если это так, замените прокладку головки блока цилиндров.

С другой стороны, когда на первом такте давление достигает 7-9 атм, а на последующих тактах почти не растет, вероятнее всего налицо не герметичность клапана или прокладки головки. Разумеется, более точно установить причину можно с помощью других средств диагностики. Если Вы решили применить оба способа, то рекомендуем сначала произвести замер компрессии по всем цилиндрам с открытой дроссельной заслонкой, после этого следует закрутить свечи и завести двигатель. Дать ему поработать для подзарядки аккумуляторной батареи и прогрева двигателя, и после этого произвести замер компрессии при закрытой дроссельной заслонке.

 Замер компрессии на «холодном» двигателе

При затрудненном пуске мотора измерение компрессии рекомендуем производить «на холодную» (температура двигателя одинакова с температурой окружающего воздуха). В этом случае из-за сильного износа деталей ЦПГ или при залегании поршневых колец давление в нескольких цилиндрах бензинового двигателя обычно снижается в два раза (до 6-7 атм). После пуска и прогрева двигателя компрессия обычно увеличивается на несколько единиц. Вот почему увидеть такую неисправность можно только при комплексной проверке. Особенно показательны такие измерения у дизельных двигателей — если компрессия «на холодную» не превышает 17-18 атмосфер такой двигатель завести практически невозможно. Кроме того, компрессия дизеля сильно зависит от наличия масла в цилиндрах, поэтому перед диагностикой мотор должен «отстояться» несколько часов, чтобы излишки масла стекли в картер. Если компрессия не превышает 24 атмосферы, то потребуется произвести капремонт двигателя.

Компрессия в цилиндрах. Определение «проблемного» цилиндра

Итак, замер компрессии по цилиндрам произведен. Тот цилиндр, где компрессия заметно отличается от других, является «больным». Если разница составляет менее 1-й атмосферы, то возвращайтесь в поисках причин «троения» обратно к зажиганию, подаче топлива, подсосу воздуха и прочему. Разброс в 1 атм. и более, скорее всего, будет указывать на неравномерность износа ЦПГ, вполне допустимую для двигателя с пробегом более 50-70 тыс. км. Особенно этим грешат 3 или 4 цилиндры из-за особенностей порядка их работы. Величина компрессии должна равняться, примерно степени сжатия, умноженной на коэффициент 1,1-1,3. Величину степени сжатия двигателя вы можете найти в технических характеристиках вашего автомобиля. Почему примерно? Потому, что эта величина зависит от многих изменчивых факторов — температура двигателя, вязкость масла, заряженность аккумуляторной батареи и т. д. Да и разброс в точности показаний различных компрессометров может достигать 1-3 атм. Так что главный ориентир, это сравнение величин компрессии между цилиндрами одним прибором. Компрессия в «больном» цилиндре необязательно должна быть меньше, чем в остальных. Например, излишнее попадание масла в цилиндр двигателя увеличивает давление, что может подтвердить и свеча, вывернутая из него и имеющая наросты нагара от сгорания этого масла. А причинами попадания излишнего масла может быть и поломанное маслосъёмное поршневое кольцо, и дефект в паре клапан — направляющая втулка и пр.

 Замер компрессии с добавлением масла в цилиндр

Рассмотрим случай падения компрессии в одном из цилиндров. Замер компрессии выявил, что в одном цилиндре очень низкая компрессия по сравнению с остальными. Этот наиболее часто встречаемый дефект. Для начала необходимо залить 5 — 10 мл чистого моторного масла в этот цилиндр и снова произвести замер. Масло должно усилить масляный клин между кольцом и гильзой и не пропустить утечки газов через кольца в картер. Если повторная проверка компрессии показала, что давление заметно возросло и даже превысило показания в остальных цилиндрах, то это указывает на поломку, сильную закоксовку или залегание поршневых колец. Если показания не изменились, то причиной низкой компрессии в цилиндре может быть неплотное прижатие клапанов к сёдлам (прогар или неполное закрытие из-за неправильной регулировки зазоров), повреждение прокладки головки блока цилиндров, прогар поршня или трещина в нём.

 Подача сжатого воздуха в цилиндр

Чтобы конкретнее определить причину падения компрессии, установите поршень этого цилиндра в положение близкое к ВМТ (верхняя мёртвая точка) на такте сжатия и подайте в цилиндр сжатый воздух под давлением 2 — 3 атм. При этом не забудьте включить 4-ю или 5-ю передачу и зафиксировать автомобиль от движения «ручником» или колодками. Повреждение прокладки головки блока цилиндров можно определить по шипению воздуха из соседнего свечного отверстия. Выход воздуха через карбюратор укажет на не плотность посадки впускного клапана. Повышенный выход воздуха из маслозаливной горловины (со снятой пробкой) указывает на прогар или трещину в поршне двигателя. Выход воздуха через глушитель автомобиля говорит о проблеме с выпускным клапаном. Чаще всего выпускной клапан прогорает — эта «беда» встречается при «троящем» моторе в 90% случаев.

Таким образом, для проверки состояния двигателя Вашего автомобиля необходимо произвести ряд вышеуказанных действий. При наличии соответствующих навыков и оборудования это не составит труда для любого автолюбителя. Но бывают двигатели, конструкция которых исключает удобный доступ к свечам зажигания, к таким относятся преимущественно V-образные, Н-образные двигатели, в таком случае лучше обратиться в квалифицированный автосервис по ремонту двигателей. В нашем сервисе Вы можете без проблем сделать диагностику двигателя Вашего автомобиля.

Ссылка на  использованные материалы для публикации

С уважением,

Ваш

Best Cars Customs